Азиатская мода
Leave a comment

Алмаз Якутии: интервью с дизайнером Марфой Федоровой

дизайнер Марфа Федорова
 
 
Маленькая азиатская девушка в балетках и лаконичном платье в духе 70-х влетает в Jeffrey‘s Coffee на Китай-городе. Мы еще толком не знакомы, но она по западной традиции целует меня в щеку. Общаемся часа два, и все это время я не устаю поражаться Марфе, энергичной, космополитичной, талантливой, полной смелых идей. Настоящий якутский алмаз! Не сомневаюсь, пройдет еще пара-тройка лет в кропотливых трудах, и этот алмаз станет бриллиантом.

модельер марфа федорова
 
Марфа, ты сейчас знаменитость в своей республике, можно сказать, медийное лицо. Но о твоей биографии почти ничего не известно. Расскажи нам, пожалуйста, откуда ты, из какой семьи, чем занималась до того, как стать столичным модельером?
— Я родилась и выросла в маленьком городе Нюрба в Якутии. Почти вся моя семья: и мама, и папа, и дедушки с бабушками — учителя. Родители познакомились в Чокурдах, куда попали по распределению после окончания института. Они оба увлекались фотографией, папа снимал на черно-белую пленку Север, оленей и эвенов. Кстати, с 23 и по 30 июня в московской галерее Vauxhall Center на площади Рижского вокзала пройдет выставка в память о моем отце. На ней можно будет увидеть его старые фотографии и мои работы, коллаборации с фэшн-фотографами. Позже выставка будет открыта в Якутске.
У меня есть 2 старших брата и одна сестра, я в семье самая младшая. Рисовать начала очень рано. Заметив мою страсть, мама отдала меня в художественную школу, куда я с удовольствием ходила 2 года, пока она не закрылась. Тогда я начала заниматься танцами, и 7 лет отучилась в танцевальной школе. И в эти же годы родилось мое увлечение модой. Помню, я доставала старые чемоданы с мамиными и папиными вещами, комбинировала их, составляла из них «луки». Конечно, тогда это слово не было в обиходе. Шить начала, как все девочки — для своих кукол. У меня была большая коллекция Барби. До сих пор помню первую Барби, которую мне подарил на Новый год отец. Проснувшись утром, я увидела, что мама сидит и шьет наряды для нее. Это так меня вдохновило, что я сама взялась за нитку с иголкой.
В старших классах вновь открылась художественная школа, я восстановилась там и успела ее закончить. А после получения аттестата передо мной встала дилемма: идти в хореографы или в модельеры? Все лето я металась между выбором, подавала документы сразу в несколько учебных заведений. Но в итоге решила остановиться на колледже технологии и дизайна, это филиал Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна в Якутии. 3 года в колледже пролетели как один день — я была настолько влюблена в свое дело, рисовала эскизы сутками напролет, иногда засыпала прямо за столом, на своих чертежах. Такой был драйв! 
дизайнерский эскиз
 
А помнишь ли ты свой первый модный показ? Как это было?
— На 1-м курсе колледжа я решила участвовать в конкурсе молодых модельеров Саха (Якутия). Подготовила к нему свою первую коллекцию «Веснянка». Это была одежда изо льна в стиле хиппи, свободного кроя, много балахонов. На конкурсе познакомилась с другими начинающими дизайнерами, получила заряд вдохновения. Была весна, на душе так радостно — воспоминания о том показе остались самые радужные.  
А что было в промежутке между первым показом в Якутске и недавним показом на MercedesBenz Fashion Week Russia? 
— После колледжа я мечтала поступить в питерский университет. Но там было всего 3 места, и я не прошла по конкурсу. Пришлось искать другой вариант. Так неожиданно для себя я оказалась на архитектурном факультете Якутского университета. И почти сразу почувствовала, что это — не мое. 
Я, конечно, постаралась занять себя чем-то интересным, открыла свое модельное агентство. Недолго думая, дала ему название Aisha от слова Азия. Нас было там всего пятеро, и это было для всех не столько бизнесом, сколько развлечением. Но к удивлению, нас начали активно приглашать на модные мероприятия. Бывало, мы проводили по 4 показа в неделю, что для небольшого города очень круто. 
Правда, в университете мое увлечение не одобряли. «Ты ведь будущий архитектор! — постоянно напоминали мне. — Зачем тебе модельное агентство, показы и прочее? Дом моды собралась строить?» В один прекрасный день я поняла, что больше не могу там учиться. Собрала чемодан самых необходимых вещей, включая фломастеры, сказала всем «пока» и улетела в Москву. 
 
 
Что здесь тебя ждало?
— Ничто и никто меня здесь не ждал, разумеется. Перед отлетом я, правда, звонила в Дома моды Юдашкина и Зайцева, узнала все об их курсах. Прилетела в октябре и сразу пошла в приемную комиссию к Зайцеву. С собой у меня было только портфолио с фотографиями моделей Aisha в моей одежде из восточной ткани. А другие абитуриенты привезли целые баулы вещей. И большинство из них были уже опытными людьми лет 35-ти, у некоторых имелись сети собственных ателье.  И тут я сижу, такая маленькая, девочка с 4-летним перерывом в дизайнерской работе. Но когда Вячеслав Зайцев, который сам возглавлял отборочную комиссию, увидел мое портфолио, он сразу заявил: «Мы вас берем!» Вместе со мной на курс знаменитого модельера прошли всего 7 человек. Начались ежедневные занятия. После архитектурного факультета я попала в другой мир. Ощущение было такое, будто я проснулась после долгой спячки! Вновь стала рисовать круглыми сутками, без перерывов на сон и еду. Какое же это удовольствие и счастье — найти себя!
После полугодовых курсов Зайцева я отнесла свои документы в институт Бизнеса и дизайна, который находится напротив Дома моды. И меня взяли. Учеба была в радость, параллельно я успевала участвовать в различных конкурсах для модельеров и чувствовала себя окрыленной. 
 
за кулисами Fashion Week
 
А как ты попала в святая святых всех дизайнеров мира — британский Central Saint Martins College of Art and Design?
— В прошлом году у меня был диплом, до защиты оставалось полгода, а я уже все сделала. Как потратить время с пользой? К тому моменту у меня была вся информация о Saint Martins, я переписывалась с ними, отправляла свои работы. Они мне ответили: «Приезжай учиться!» Отправили приглашение для визы, я ее оформила, нашла себе жилье в Лондоне, опять собрала вещи и улетела. Английский у меня был средний, но я специально поехала одна  —  чтобы подтянуть его, полностью погрузившись в языковую среду.
На первой паре мы знакомились друг с другом. Оказалось, что большинство студентов в моей группе — из Бразилии, было несколько девочек-индусок, которые давно живут в Лондоне, и одна девушка из Армении. Я была так рада ей! Мы сразу подружились, сидели за одной партой, много времени проводили вместе. Еще в нашу компанию попал мальчик-испанец. Так мы втроем до сих пор и общаемся.
Преподаватель наш — Иэн Скотт Кеттл, проектировщик мужских аксессуаров, мастер по декоративной резьбе, раньше он работал в Fendi, сотрудничал с Альбертой Ферретти, Erdem, Декстером Вонгом, у него одевались многие звезды. Майкл Джексон, например. В общем, Иэн мега крутой! И он очень много нам дал, подробно разбирая наши полеты, обсуждал с нами детально каждую коллекцию, раскрывал свои секреты мастерства. Он может одним словом так приободрить студентов, что они начинают творить невероятные вещи. Я  узнала от него столько ценной информации, бесконечно ему благодарна!
И вообще, Лондон сыграл огромную роль в моей жизни. Именно там я нашла свой почерк. Какие же бешеные уличные модники в этой городе! Они вдохновили меня на создание двух коллекций «Fashion Street» и «Don’t stop street fashion«.
 
 
После занятий я шла в библиотеку Saint Martins — огромное, 5-этажное здание, набитое старинными фолиантами о моде, подшивками первых журналов Vogue и т.д.. Я просиживала в читальном зале до 11 вечера, пока не закрывалась библиотека, и все равно не успела пролистать все, что мне было интересно.
А в свободное время я много гуляла по городу, ходила на фотовыставки. Рано утром в воскресенье вставала и ехала на блошиные рынки, бродила там часами, выискивала настоящие сокровища, винтажные дизайнерские вещи в основном.
Не было желания остаться в Saint Martins на более долгий срок? 
— Там невероятно сложно учиться. Скажем, поступают туда 50 человек на курс, в следующем году из них остается всего 10. Идет большой отсев, к тому же, в Saint Martins очень дорогое обучение, особенно для иностранцев. У меня были короткие курсы, а те, кто учится на очном отделении, платит почти миллион рублей в год. А ведь нужны еще деньги на жилье и проезд, который в Лондоне тоже недешевый. Если живешь на окраине, на 7-уровне, то разовый билет на метро до центра обойдется тебе в сумму равную 700 рублям. Спасибо моему брату и всей моей семье, которая поддерживала меня из всех сил. 
Готовясь к нашему интервью, я просматривала информацию о тебе на разных сайтах. И заметила, что на якутских форумах преобладает такое мнение о твоей одежде — «красиво, но кто это будет носить?» Переадресовываю этот вопрос лично тебе: кто, по-твоему, носит одежду марки Marfa Fedorova? 
— Меня вдохновляют жительницы больших городов: Москвы, Лондона, Нью-Йорка. Это моя среда, в ней я живу и творю, на нее и ориентируюсь. Каким бы модным ни был маленький город, образ жизни там отличается от образа жизни в мегаполисе. Якутск модный, в нем постоянно проходят интересные мероприятия, показы, премьеры с красными дорожками и т.д.. Я сама не раз участвовала в местных Неделях моды, знаю многих талантливых дизайнеров оттуда, т.е. фэшн-тусовка там есть. Однако уверена — никто в моих розовых пальто по якутским улицам не пройдется! При этом у меня есть постоянные клиенты оттуда, но они заказывают вещи не из линии «фэшн-стрит», а из классики. Был у меня и шоу-рум в Якутске, который мы сейчас закрыли, сделав ставку на аудиторию мегаполиса. Современная молодая творческая девушка Большого города — такой я вижу свою клиентку.  
дизайнер Марфа Федорова
 
Задевают ли тебя критические комментарии от земляков? 
— Я на местечковые сайты и форумы вообще не заглядываю, мне дела нет, что там обо мне пишут. Знаю, что не всегда лестные комментарии. Но мне все равно. Передо мной сейчас стоят масштабные цели — хочу участвовать в международных показах, возможно, скоро повезу свою коллекцию за океан. А еще мы с моей командой ведем переговоры с итальянскими фабриками. Будем запускать производство там. В общем, мне некогда отвлекаться на подобные комментарии.  
Восхищаюсь твоему напору и целеустремленности! Скажи, а все эти вещи Marfa Fedorova, что продаются сейчас в интернет шоу-руме, где были сшиты?
— Пока что это вещи штучные и шью я их сама. Но сейчас на них появился спрос в хороших магазинах, есть возможность продавать одежду через них. Однако у магазинов свои требования. Во-первых, нужно, чтобы вещи были представлены всей размерной линейки: от S до L, а во-вторых, обновления должны происходить каждый месяц. Естественно, я сама физически не успею шить в таких объемах, а найти хороших швей в Москве очень трудно. С Китаем связываться не хочу — пусть там и дешевле, но по качеству их работа все равно будет уступать итальянской.
   
О, значит, нужно покупать у тебя сейчас, пока товар не массовый и цены демократичные. Я видела твое платье Вконтакте, кажется, за 4500 рублей. Цена сопоставима с Zara! Но останутся ли ценники на прежнем уровне, когда ты начнешь шить в Италии? 
Конечно, цены с запуском производства подрастут. Они и так растут с каждым месяцем, ведь и материалы дорожают. А на них я не экономлю, люблю качественные ткани, они меня вдохновляют. Есть дизайнеры, для которых «держать марку» значит держать высокие цены на свою одежду. Для меня не принципиально, чтобы мои вещи стоили дорого. Я могу купить кусок ткани за 5000 рублей, сшить из него платье и продать его за те же 5000. Но с итальянскими фабриками так уже не получится — ткани их дорогие, труд дорогой, да и  доставка тоже не бесплатная. По моим примерным расчетам, процентов на 20 вещи точно подорожают.     
 
На любимом тобой Западе очень интересуются этникой. А тебя тема Севера привлекает? 
— Мне категорически не нравятся стилизации, все эти псевдо-национальные открытые платья. Якутский традиционный наряд должен быть закрытым и точка. А северные узоры на одежде — ведь каждый из них имеет свое значение. Одни носят на исполнение загаданного желания, другие — как родовой оберег. Есть орнамент, означающий, что его хозяйка имеет пятерых детей! Не думаю, что современная молодая девушка обрадуется, узнав, что на ее новом платье вышит именно такой. На мой взгляд, прежде чем с этим работать, надо все их все хорошо изучить. Опасно клепать орнаменты, не зная их смысла. Моя мама — учительница якутского языка, она прекрасно знает нашу историю и историю костюма. Я же так детально в это не вникала. И, если честно, этника меня пока не интересует. Может, я еще не доросла? Может, лет в 50 лет я и обращусь к этой теме. Но пока не время.  
якутский дизайнер

 

В мае прошла очередная Неделя моды в Якутске. Как ты оцениваешь это событие и можешь ли отметить самых, на твой взгляд, ярких дизайнеров из Якутии?
— Я не была этой весной на Якутской неделе моды, и за ней совсем не следила. Но имена наших самородков назвать могу. Это очень талантливый питерский дизайнер Александра Корякина, которая родом из Якутии. У нее крутой, ярко выраженный стиль, чувствуется талант, такие необыкновенные вещи она создает! Недавно у нее вышла детская линия, я видела их съемку, очень впечатляет! Юрия Лукина, работающего в этническом стиле, я очень поддерживаю. Есть еще дизайнер Вика Васильева. Она шьет и-де-аль-но, у нее прирожденный дар конструировать одежду. Скоро она прилетает сюда на конкурс молодых модельеров Москвы вместе со своим другом Петром Винокуровым, который создает шапки, тоже очень талантливый человек. 
Раз уж речь зашла о молодых людях, скажи, что у тебя происходит в личной жизни? Есть у тебя любимый мужчина?
Есть, и мы с ним встречаемся уже много-много лет. Он живет в Якутии, долгое время у нас с ним любовь на расстоянии. Меня и мои творческие проекты он поддерживает всегда, за что я ему благодарна.  
Ты собираешься осесть в Москве, пустить здесь корни? 
Я обдумываю это вопрос. Моя марка будет базироваться здесь, это точно. А я сама, может быть, и перееду куда-нибудь. В прошлом году в Saint Martins меня приглашали на работу в один известный модный дом в Италии, но я тогда отказалась. Сейчас, правда, не знаю, где я буду: в Москве, Милане, Якутске или любимом Лондоне. Я легкая на подъем — завтра могу проснуться, собрать чемодан и уехать.
 
Твоя одежда потрясающе смотрится на моделях, высоких и длинноногих. А мы, азиатки, в массе своей, не можем похвастаться ростом и длинными ногами. Посоветуешь ли ты нам носить одежду Marfa Fedorova? 
О да, я сама всегда замечаю разницу между азиатскими и европейскими фигурами. В Москве у меня разные типажи моделей: есть африканки, много славянок, но и девушки из моего якутского модельного агентства на показы и съемки приезжают. И вот, к примеру, готовим мы фотосессии с моей одеждой на европейских девушках, а потом я одеваю то же самое на азиаток — и вижу разницу. Одежда на них совсем по-другому сидит. Не скажу, что плохо, нет. Но иначе смотрится и образы совершенно не похожие — может, от того, что пропорции тела у азиаток несколько другие.
И это при том, что девушки — модели, стройные и ростом не ниже 168 см. Даже мои родные, посмотрев фотографии, почувствовали разницу!
 
 
Конечно, по правилам одеваться нужно с учетом особенностей своей фигуры. Но лично я это всегда правило нарушаю. И вам советую — носите то, что нравится! У меня невысокий рост, но я обожаю длинные платья, пальто и плащи. Покупаю винтажные плащи Burberry до пола и ношу их с удовольствием. Конечно, они смотрелись бы круто на высокой девушке, но мне на это наплевать, главное, что мне в этой одежде комфортно. 

 
А сама ты носишь свои вещи? 
Разумеется! «Шапку внучки» ношу, теплые платья, пальто. Хотела оставить себе одну пару своих знаменитых ботфортов. Я их создала в Лондоне, когда готовила выпускную работу. Мне дали творческое задание — придумать коллекцию из джинсы, взяв объект для вдохновения — капусту. А капуста — это многослойность, и я отталкивалась от этой ассоциации, когда рисовала эскизы коллекции «13-ый этаж». Мне в Англии было все время холодно (странно, да? учитывая то, откуда я родом). Я куталась в сто одежек и думала, что девушке Большого города необходимо красивое универсальное теплое пальто. И я такое создала! А к нему придумала ботфорты, которые сейчас пользуются невероятной популярностью. Не представляете, сколько людей ко мне обратились с вопросом: «А вы дизайнер обуви? Сделайте мне на заказ сапоги!» Я устала отвечать: “Нет, я не сапожник, сама обувь не шью, это был разовый заказ на фабрику». Все говорят, что мои ботфорты очень удобные, каблуки устойчивые. Но я сама так и не смогла их протестировать  – у меня широкие икры,  а я не учла это при конструировании. Может, во второй раз я закажу их на фабрике, исправив эту ошибку.  
 
 
На сегодня у твоей маркой Marfa Fedorova есть своя небольшая команда. У тебя достойное образование. Этой весной ты участвовала на Fashion Week Russia. Твою одежду можно увидеть на моделях в глянце и на звездах по ТВ (на VJ Ване Васильеве, телеведущей Снежине Куловой, участнице проекта «Голос» Тине Кузнецовой, Кате Иванчиковой из Iowa и др.). При этом тебе нет еще и 30. Ты довольна достигнутым?
Если учитывать то, что марка Marfa Fedorova родилась всего 9 месяцев назад, в октябре 2013, то – да, я довольна. Сделано немало. Незадолго до этого, полтора года назад, я в качестве эксперимента открыла свой шоу-рум в интернете, просто хотелось посмотреть, нужно ли это людям? Оказалось, что нужно. Заказы стали поступать, и тогда я поняла, что пора дать старт своей марке. 
 
 
Так что, несмотря на то, что я уже давно рисую и шью, и моя учеба затянулась на целых 9 лет, проект Marfa Fedorova совсем еще молодой! Естественно, мне еще много чего предстоит сделать. У меня нет цели стать знаменитой на весь мир, но мне бы хотелось развивать марку, открыть под этим брендом магазины в Москве, Лондоне и Нью-Йорке. Надеюсь, все это будет. Уж к 50-ти годам точно!
  
стиль уличная мода
Купить одежду марки Marfa Fedorova можно в Москве, в шоу-руме RASHN mod store
Б.Сухаревская пл, 16/18, 3-й подъезд, 5-й этаж
Шоу-рум работает с 13.00-20.00 пн.-сб. 


«Главное, чтобы костюмчик сидел!»))) 


Увидеть, как сидит костюмчик от Marfa Fedorova на мне, земной девушке обычного телосложения, можно будет в отдельном фотопосте уже на следующей неделе.

 

Перепечатка материала или отдельных его частей разрешена только с письменного согласия его автора и ссылкой на первоисточник!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *